Приборы диагностики электрических машин (двигателей, трансформаторов, катушек и др.) используются для проведения поиска и локализации участков проводов и обмоток электротехнических устройств, на которых произошло замыкание. Также они помогают выполнять испытания обмоток.
Позволяя обнаружить нарушения в изоляционном слое элементарных проводников, этот электроизмерительный прибор обеспечивают предотвращение увеличения циркуляционных токов, что вызывает опасный местный перегрев обмотки.
К наиболее распространенным дефектам статора относится истирание изоляции стержней из-за ослабления их креплений в пазу, повреждения полупроводникового слоя стержня (является причиной частичных разрядов) и расслоение изоляции, ускоряющее процесс старения проводника.
К возникновению перечисленных дефектов приводят загрязнения, замасливание и чрезмерное увлажнение изоляции обмотки статора. В этом случае существенно ухудшается ее электрическая прочность. Трещины в слое изоляции также негативно влияют на ее электрическую прочность. Отдельной проверки требует обмотка возбуждения.
При повреждении корпусной изоляции и межвитковых замыканиях возникают повышенные вибрации на оборотной частоте, а также подшипниковые токи.Электроизмерительные приборы для диагностики электрических машин позволяют вычислить степень износа обмотки, определить наличие плохих электрических креплений, отслоение от корпусной изоляции медного слоя и др.
Благодаря такой информативности эти диагностирующие системы находят широкое применение при построении диагностических систем крупных электрических машин. Современные микропроцессорные технологии, примененные в данном приборе, позволяют реализовать вычисление фактора потерь (тангенса угла диэлектрических потерь), характеризующего потери на возникновение в диэлектрике токов проводимости, добротности (позволяет косвенно оценить количество межвитковых замыканий и ухудшение свойств изоляционного слоя обмотки) и индуктивности (используется для выявления обрывов и межвитковых замыканий).
В последнее время стали появляться универсальные диагностирующие комплексы, позволяющие контролировать на только электрические, но и вибрационные характеристики, которые также содержат много информации о работе отдельных узлов электрических машин.